6 января (24 декабря по старому стилю) – день Навечерия Рождества
Христова или Рождественский сочельник, – последний день 40‑дневного
Рождественского поста в канун праздника Рождества Христова.Само название "сочельник"
происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что коливо –
вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво или коливо было положено
в канун праздника только после литургии (богослужения). У православных
христиан существовал обычай не вкушать пищу до появления первой вечерней
звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о
рождении Иисуса Христа, но богослужебным уставом эта традиция не
предписана.
Канон празднования Рождества
был окончательно сформирован в IV веке. В современной богослужебной
практике в навечерие праздника в храме читаются Царские часы,
вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к
рождению Иисуса Христа.
Типикон (церковно‑богослужебная книга, содержащая порядок и образ
совершения церковных служб) предписывает пост до конца вечерни
(богослужения). Однако служба вечерни в сочельник соединяется с
литургией (общественное богослужение, за которым совершается таинство
Святого Причащения) и совершается утром, поэтому и православные
христиане постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча.
Перед свечой поется тропарь (молитвенное песнопение) Рождеству
Христову: "Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в
нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися солнцу правды, и
Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе", что означает:
"Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разума, ибо через
него служившие звездам (волхвы) звездой научены были поклоняться Тебе,
солнцу правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!".
Богослужение
Рождественского сочельника наполнено ожиданием радости и ликования
рождения (вочеловечения) Сына Божия: "Радуйся, вся земле, се Христос
приближается, в Вифлееме раждаяйся".
Особенное место в богослужении сочельника занимают Великие, или Царские часы. Они не присоединяются к другим службам,
а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев
Царские часы вычитываются и отчасти выпеваются рано утром в день
сочельника перед совершением литургии.
Если сочельник совпадает с субботой или воскресеньем, то часы
Навечерия Рождества Христова переносятся на пятницу, и в этот день
литургия не совершается вообще. Это связано с тем, что субботние и
воскресные дни в
В сочельник, по традиции, было положено готовить кутью или сочиво.
Варили сочиво из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли
медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом.
Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед или сладкая приправа
означали сладость будущей блаженной жизни. Также на стол подавали
вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и
человечков, символизирующих пастухов и волхвов. Обязательным делом
считалось поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и
сиротами.